Вход
Russian English French German Spanish Ukrainian

Необыкновенное чудо, или Тот самый Щелкунчик

Необыкновенное чудо, или Тот самый Щелкунчик

В Театре С.А.Д. на Проспекте Мира с большим успехом идёт самый семейный, самый весёлый, самый добрый и самый «расчудесный» спектакль – «Щелкунчик в стиле Стимпанк». В этой удивительной постановке есть всё: и волшебство, и любовь, и серьёзные испытания, и опасности, и злые мыши, и несчастные принцессы, и всемогущие короли, и безродные смельчаки. Взрослые радуются, как дети, когда смотрят сцены с куклами, а маленькие зрители в свою очередь с большим интересом наблюдают за невероятным превращением Щелкунчика из куклы в человека, воодушевляются при появлении Мари как будто из пара и при виде эффектов, создаваемых теневым театром.

IMG_2052 статья

Настоящая любовь проверяется испытаниями, а ещё – умением совершать чудеса ради любимых. Неутомимый фантазёр, волшебник и часовых дел мастер Дроссельмейер по ночам даёт волю своим «чудачествам» и играет со временем. Один из самых загадочных персонажей знаменитой сказки Э.Т.А. Гофмана становится центральным образом спектакля. Создатели постановки задались целью раскрыть характер этого необычного героя более ярко и полно и заинтересовались важным вопросом: «А какой могла бы быть жена Дроссельмейера, бесконечно увлечённого своими механизмами, постоянно забывающего о времени и живущего в мире своего воображения?» Наверное, в душе она тоже должна быть волшебницей и верить в мир, создаваемый её мужем. И именно таким образом в спектакле появляется новый персонаж – жена Дроссельмейера. История юных Мари и Щелкунчика становится зеркальным отражением чувств Дроссельмейера и его жены друг к другу. Разве не похожа нежная, наивная Мари на свою сказочную маму, добрую и искренне преданную своему мужу? А смелый духом и чистый сердцем Щелкунчик разве не так же прекрасен, как и его дядя – придворный мудрец, которым является Дроссельмейер? В груди много повидавшего в жизни волшебника по-прежнему бьётся юное, любящее сердце, и история Мари и Щелкунчика становится самым настоящим воплощением того, как умеют любить друг друга Дроссельмейер и его жена.IMG_2106 статья

 

Интересный, глубокий и необычный подход к трактовке любви – это не единственное нововведение постановщиков спектакля «Щелкунчик в стиле Стимпанк». Перенесение действия в Викторианскую эпоху (в период господства механики и изобретения паровых двигателей) является довольно логичным и приводит режиссёров спектакля – Вячеслава Игнатова и Марию Литвинову – к внедрению в постановку такого популярного в наши дни стиля, как «стимпанк». Бесконечное тиканье часов, щёлкающий звук движущихся механизмов создают у зрителей ощущение пребывания внутри высокой, таинственной башни с огромными часами.

Особое место в спектакле занимают куклы, выполненные талантливым художником Натальей Мишиной, уже завоевавшей большое признание театральной Москвы и Санкт-Петербурга и ставшей лауреатом премии «Золотая маска»-2015. Куклы являются героями другой сказки, сочинённой Дроссельмейером, – истории о принцессе Пирлипат и королеве Мышильде. У каждой куклы свой характер, своя неповторимая внешность, и они тоже, как и актёры, проживают на сцене свою сказочную судьбу. Идея соединения кукольного и драматического театра, безусловно, удалась постановщикам спектакля. Актёры сами буквально преображаются, работая с куклами и по-своему «партнёрствуя» с ними на сцене. Это непередаваемые ощущения! Давайте вспомним себя в детстве: наверное, каждый из нас любил разговаривать со своими красивыми куклами и мягкими игрушками, обнимать их, брать в свою кроватку и засыпать, прижавшись щёчкой к родному, ставшему самым настоящим членом семьи плюшевому мишке. Такой игрушкой становится для Мари её Щелкунчик. Она так любит его, как будто Щелкунчик вовсе не игрушка, а живой человек. И Дроссельмейер вознаграждает Мари за то, что она, благодаря своему богатому воображению, смогла увидеть искреннюю, добрую душу и чистое сердце внутри деревянного кукольного туловища, начинённого холодными механизмами. И Щелкунчик снова становится прекрасным юношей. Армия Мышиного короля побеждена. Проклятие королевы Мышильды снято. 

IMG_2225 статья

Одним из важнейших средств выражения в спектакле является пластика. Мари кружится в танце, когда впервые видит игрушечного Щелкунчика и влюбляется в него. Поражающее своей лёгкостью, длинное, белое платье Мари, выполненное, как и все другие костюмы героев, художником Максимом Назаровым, придаёт хореографическим движениям больше нежности, плавности и создаёт ощущение мнимого полёта актрисы в пространстве. В теневые сцены замечательно вплетается хореография, передавая страдание и тревогу Мари во время нападения мышиной армии на Щелкунчика. И в финале спектакля в вихре вальса кружатся наконец-то обретшие счастье влюблённые, и зрители полностью погружаются в чудесную музыку Александра Деспла и тоже уносятся в какой-то таинственный мир вместе с главными героями. Хореография лучше всяких слов, мимики и жестов смогла передать чувства, эмоции и переживания всех персонажей, и в этом большая заслуга ведущего солиста Большого театра Андрея Меркурьева, который блестяще проявил себя в этой постановке как хореограф.
В спектакле Театра С.А.Д. большое внимание приковывают к себе яркие актёрские работы. И важно отметить, что во время действия буквально каждый актёр выполняет ещё и роль кукловода, что серьёзно усложняет их задачу. Кирилл Рубцов и Мария Голицына прекрасно вживаются в образы доброго волшебника и его жены, а также короля и королевы – родителей принцессы Пирлипат. Костюмы актёров поражают тонкостью работы, насыщенными цветами тканей, красивой узорной обработкой, а самое главное – точным соответствием изображаемой эпохе. Эти костюмы сложны и объёмны, и потому их хочется рассматривать бесконечно!IMG_2287 статья

Алёна Якимова, исполняющая роль Мари, так отважно защищает своего Щелкунчика (в роли которого выступает молодой актёр и кукловод Артём Четвериков) и так живо, эмоционально рассказывает маленьким зрителям о битвах с мышиной армией, что невозможно не зарядиться от актрисы этой невероятной энергетикой и смелостью. И, глядя на эту чудесную девочку, на Мари в исполнении Алёны Якимовой, многие зрители, наверное, тоже захотели вернуться в своё детство и вспомнить, на какие подвиги были способны они ради родителей и друзей. Самые смелые душевные порывы, небывалая преданность и верность, удивительное воображение и ожидание чудес – всё это доступно детству в наивысшей степени!
История о несчастной и страшненькой принцессе Пирлипат, плавно переходящая в рассказ о Щелкунчике и Мари, завершается торжеством любви. И радостный Дроссельмейер танцует с любимой женой в своей мастерской. Он ведь так хотел, чтобы жена была счастлива! Но что для этого ему пришлось сделать? Всего-навсего сочинить красивую сказку о любви, преодолевающей все препятствия, и совершить обыкновенное чудо!

Татьяна Бутяйкина, специально для MUSECUBE

Фото — Ирина Ефремова

Наши друзья и партнеры:

Вход или регистрация