Вход
Russian English French German Spanish Ukrainian

Блоггеры о спектакле Щелкунчик в стиле стимпанк.

 

"Это волшебный заколдованный город Конфетенбург, город исполнения всех желаний... Только сильный духом и смелый сердцем может попасть туда". 
У каждого из нас есть своя любимая сказка из детства, которую мы помним и бережно храним в своей душе в течение всей жизни. Поэтому каждое последующее "воплощение" этой самой истории на сцене, в мультфильме или в кино обычно вызывает некоторую настороженность: ведь важно, чтобы чудо и аура волшебства не разрушились.

Сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Щелкунчик и Мышиный Король" назвать детской, наверное, можно с огромной оговоркой, ведь это произведение чувствуется и ощущается на разных этапах жизни совершенно по-разному: история куклы, ставшей человеком и победившей мышиное войско, рассказ о первом робком, но таком ярком чувстве... Очень многое, конечно, зависит и от постановки, и от актёров... В прошлом сезоне Театр С.А.Д. представил своё прочтение этой популярной рождественско-новогодней истории. К сожалению (или к счастью?) добраться до спектакля тогда мне помешали разного рода обстоятельства, но, увидев, заветное название в афише, пропустить этот спектакль вновь я уже не могла. 

Ощущение сказки возникает практически сразу, стоит только попасть в зал театра. Прекрасная мелодия, напоминающая звук музыкальной шкатулки, сразу же заставляет поверить, что за окном - не унылая осень, а прекрасный волшебный мир. Но как только Дроссельмейер открывает занавес, ты понимаешь, что ты не будешь сейчас смотреть сказку, а ты попал в сказку, стал её частью, а не просто зрителем. Шестерёнки, часы, различные механизмы - это ведь то, что любят далеко не только дети, но и взрослые. Игра теней, различные простые, но такие милые спецэффекты только добавляют какой-то невероятной искренности спектаклю. 

Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов, режиссёры спектакля, ввели нового персонажа, жену Дроссельмейера, что несколько изменило всю историю. Именно из любви к ней, для того, чтобы она была счастлива, Дроссельмейер и сочиняет свои сказки, создаёт свои механизмы... Эту роль блистательно исполнила Мария Голицына, сделав своего персонажа одновременно и положительным и эдаким отрицательным персонажем. Не зря в сказке, которую они придумывают вместе с её мужем, она является и Королевой Конфетенбурга и Королевой Мышей, Мышильдой (которая, собственно, и стала главной причиной проблем в волшебном городе), и всем мышиным войском. Акценты, нюансы, мимика - всё было сделано настолько прекрасно и достоверно. В конце концов, ведь мы, женщины, и впрямь такие. И то хорошее, что есть в нас, неотделимо от эдакой чертовщинки. Пусть это и сказка.

Марию я видела до этого в Шеспир.Ночь, где, к сожалению, у неё не такие уж и большие роли, поэтому я действительно открыла для себя эту актрису. Безумно хочется видеть её чаще и больше. Более того, уходя с подругой после спектакля и обсуждая увиденное на сцене, мы сошлись во мнении, что есть что-то общее в каких-то нюансах у Марии Голицыной и неподражаемой Инны Чуриковой.

Роль Дроссельмейера исполнил Кирилл Рубцов. Хотя спектакль (и произведение Гофмана) и называется "Щелкунчик...", для меня всегда в этой истории именно Дроссельмейер был главным действующим персонажем. Другое дело, что зачастую ввиду не столь яркого исполнения артистом этого персонажа, Дроссельмейер уходит на второй план. Сегодня этот герой был главным на сцене. Господи, насколько же этот часовых дел мастер был увлечён всем тем, что он делает, какое же огромное удовольствие он получал от всего этого процесса. Взрослый человек, который при этом остался в душе ребёнком. В принципе, отсюда и волшебный Конфетенбург, и огромное количество солдатиков. Мужчины, они такие, взрослые дети. И при этом он бесконечно любил и свою жену и Мари и Щелкунчика и боялся мышей.

Наверное, я буду не я, если не отмечу пластику и хореографию, которую опять же ставил Андрей Меркурьев (и, честно говоря, не узнать его почерк было невозможно). Как и в Шекспир.Ночь, Кирилл совершенно органично смотрится и в те моменты, когда его герой что-то говорит, и когда основная игра идёт руками, глазами, мимикой, и в те моменты, когда нужна именно пластика тела. В первые же секунды мы узнаём буквально всё о характере Дроссельмейера через танец: порывистый, страстный, увлечённый, желающий охватить необъятное и сделать невозможное. Браво, это было более, чем достоверно.

Алёна Якимова исполнила роль Мари, дочери Короля и Королевы Конфетенбурга. Игра Алёны может показаться несколько наивной, но... Но именно такой и должна быть игра маленькой сказочной девочки, принцессы.... Да и, в конце концов, это же спектакль для детей, а они, поверьте мне, переживали больше всего именно за Мари и за Щелкунчика. У Алёны получилось главное - это показать развитие образа: от милой девчушки, которая радуется каждому подарку, до вполне взрослой девушки, которая не боится защитить Щелкунчика, поддержать его и поверить ему. И так вот шаг за шагом, от фразы к фразе её героиня изменялась, взрослела и становилась другой, оставаясь собой. 

Щелкунчик.... Щелкунчиком у нас был Сергей Шаталов, приятный молодой актёр, который, если верить сайту театра, дебютировал в этой партии лишь в конце прошлого сезона. Роль не показалась сырой, напротив, казалось, что он исполняет её довольно давно, настолько всё уверенно. Другое дело, что самого Щелкунчика, как человека, было мало. Но, опять же, в те моменты, когда был именно Щелкунчик-человек или Щелкунчик-принц, всё было исполнено очень здорово. Именно благодаря Сергею мне в голову пришли аналогии между Щелкунчиком и Дроссельмейером, между Мари и женой Дроссельмейера... Приемственность поколений? Хм... Возможно.

Несмотря на то, что актёров в программке значится всего четверо, их было больше. Это были и куклы Короля, Королевы, Принцессы, Щелкунчика, мышей... и музыка. С детства у каждого из нас Щелкунчик ассоциируется с Петром Ильичом Чайковским, его Вальсом Снежинок, Танцем Феи Драже и тд. В Театр С.А.Д. решили использовать музыку Александра Депла и совершенно точно от этого только выиграли... Повторюсь, я очень осторожно и с опаской отношусь к любым изменениям того, что мне дорого, но это настолько прекрасная музыка, которая создаёт атмосферу, уводит за собой в сказку, что в неё просто невозможно не влюбиться.

И the last but not the least... Всегда и везде самыми неподкупными, самыми искренними зрителями являются дети. Ребёнок, да, может сидеть спокойно только потому, что так надо. Ребёнок может следить за происходящим на сцене из-за того, что этого требуют родители (а если не сделать этого то ещё и накажут дома). Но дети никогда не будут сопереживать героям, если они не верят, никогда не будут смеяться, если им это не кажется смешным, не будут бояться, если им не страшно. Сегодня это всё в зале было. И были дети с цветами, которые искренне не знали, кому дарить букет, так как им понравились все. И это было настолько очаровательно!

Оценка - 10/10. Браво, любимый Театр С.А.Д.. Вы снова и снова убеждаете, что чудеса случаются, что сказка может стать былью... хотя бы на час. Спасибо вам всем!

Наши друзья и партнеры:

Вход или регистрация