В 2011 году первым спектаклем театра С.А.Д. (Содружество Артистов Драмы) стала постановка по пьесе Тома Стоппарда «Аркадия». Теперь же, спустя годы, в театре рождается новый спектакль с таким же названием, как дань памяти и как разговор о жизни и смерти, счастье и любви. Но, это уже совсем другая история – история по мотивам пьесы Колина Хиггинса «Гарольд и Мод». 

Официальная премьера спектакля состоится 15 февраля 2020 года, но у зрителей была возможность увидеть предпремьерный показ за два месяца до назначенной даты.

 

***

«Недостаточно выбрать правильный путь. Сделай так, чтобы он был приятным». О том, что эту фразу вполне мог бы сказать Конфуций, рассуждают герои пьесы «Гарольд и Мод». А вот это точно сказал Конфуций: «Нервно думая о будущем, люди забывают о настоящем, так что не живут ни в настоящем, ни ради будущего. Они живут так, как будто никогда не умрут, а когда умирают, понимают, что никогда и не жили».

«Гарольд, существует только сегодняшний день!» – руководствуясь именно этим слоганом, живет 79-летняя Мод; живет, наслаждаясь каждым мгновением, любуясь каждым цветком, восхищаясь каждым живым существом, и помня, что даже райской жизни в эпической стране под названием «Аркадия» рано или поздно приходит конец. А уж реальной жизни – тем более. А может этот конец – только начало чего-то нового? Именно об этом, а также о любви, без которой невозможно понять и прочувствовать уникальность момента, поставили новый спектакль в театре С.А.Д.. 

 

Постановку осуществил режиссёр Владимир Киммельман. Главные роли исполняют Кирилл Рубцов (Гарольд) и Агнесса Петерсон (Мод). Он – недолюбленный сын богатой женщины. И, будучи уже взрослым человеком, Гарольд пытается хотя бы инсценировкой самоубийств обратить на себя внимание матери – ведь мать нужна человеку в любом возрасте. Он любит похороны, покой и темный цвет, разве что красные носки говорят о том, что есть в нём искра жизни. Она – графиня, пережившая концлагерь, оставшаяся одна, многое испытавшая в жизни, но продолжающая радоваться каждому дню, дарованному судьбой. 

Кирилл Рубцов играет своего героя от полнейшего равнодушия к жизни в начале истории, когда кажется, что только нерешительность не позволяет ему по-настоящему свести счеты с жизнью, до человека, начинающего ценить каждый момент после знакомства с Мод. И если в начале даже его тело кажется почти безжизненными, а глаза закрыты черными очками, то постепенно чувственность просыпается во взгляде, в голосе и даже в движении его рук – в том с какой теплотой они обнимают графиню. Мод в исполнении Агнессы Петерсон восхищает! Актриса раскрывается в своей роли, как любимый её героиней подсолнух под лучами солнца, она играет свою графиню настолько тонко и нежно, что думаешь о том, что не только в Мод, но и в самой  Агнессе Оскаровне уж точно есть дворянская кровь.

Маму Гарольда исполняет Светлана Йозефий, коллега по Театру Вахтангова Кирилла Рубцова и Агнессы Петерсон. Её миссис Чейзен эффектная, энергичная женщина, доминирующая над сыном и пытающаяся устроить его жизнь по-своему, угнетая личность Гарольда. Алёна Иванова – молодая актриса, окончившая Театральную школу Олега Табакова и игравшая в «Табакерке», блестяще исполняет все три доставшиеся ей роли: весёлого тюленя и двух невест Гарольда. В роли одной из невест Алёна столь феерична, что зритель смеется практически до слез. Её героиня – актриса, которая ни на секунду не забывая о своей профессии, играет и в жизни, возводя в идеал актерское мастерство и поражая публику откровенным платьем из последней коллекции дизайнера Григория Коробейникова (художник по костюмам). В роли священника постоянный актёр театра С.А.Д. Сергей Савлук. Его образ – это шарж на священника, выступающего против пороков, когда сам не столь уж безгрешен.  

***

Кирилл Рубцов: «Пьеса Колина Хиггинса была для нас лишь идеей для спектакля. Мы ее сильно изменили, взяв только главный мотив пьесы, и адаптировали под своих артистов, свои характеры и возраст. Многие сцены дописаны артистами. Автор нашей инсценировки Агнесса Петерсон, при участии всего состава спектакля».

Владимир Киммельман: «Агнесса Оскаровна Петерсон, Кирилл Рубцов и Светлана Йозефий хотели сыграть в пьесе «Гарольд и Мод» и искали режиссера. Я со Светланой уже ставил спектакль, и она предложила меня. Мы познакомились, поговорили, понравились друг другу.  Наша команда пополнилась актерами Алёной Ивановой и Серёжей Савлуком, а также художниками Машей Вольской и Гришей Коробейниковым. И мы начали работать. 

Кирилл хотел, чтобы в театре С.А.Д. был новый спектакль с названием «Аркадия». Мы вместе подумали и решили, что по смыслу это название очень подходит к нашей истории. 

Пьесу «Гарольд и Мод» я раньше не читал и даже не слышал о ней, но она меня зацепила своей трогательной историей и хорошим чёрным юмором». 

***

Именно наличие хорошего юмора в спектакле становится той самой лакмусовой бумажкой, которая позволяет сильнее проявиться драматичному, когда видишь, что у каждого из героев свои проблемы и лишь только Мод, пережив много тяжелых дней, научилась любить окружающий мир. Она становится «солнцем» и для Гарольда. И не важно, какая разница в возрасте между ними, как их союз воспринимается обществом, просто пришло их время, чтобы встретить друг друга, открыть друг для друга новый взгляд на жизнь и полюбить. 

На сцене много изображений цветов и, не думая о них, смотреть эту историю не получится. Ведь наша жизнь – это скоротечный век цветка, который рождается, растет, расцветает, увядает и умирает, и только искусство может продлить его дни для окружающих. Репродукции натюрмортов голландских художников XVII века украшают стол и стулья на сцене (художник-сценограф Мария Вольская). Когда-то этим картинам, чтобы быть нарисованными, требовалось немало времени: в букетах, изображенных художниками, сочетаются совершенно разные растения – некоторые из них никогда не пересекаются во временах своего цветения, и чтобы их объединить в натюрморте, авторам приходилось ждать расцвета каждого цветка в отдельности. Так же и Гарольду с Мод потребовалось время, чтобы дождаться того момента, который их познакомит и объединит, момента, который отберет их в «букет», и даст возможность испытать счастье.  

«Новый день приносит новое – вот мой девиз. Жизнь – как это чудесно. И самое чудесное, что она не может продолжаться вечно», – Мод. 

Цените каждый миг! А если вдруг забудете, как неповторимо время под названием «сейчас», загляните в Театр С.А.Д. на спектакль «Аркадия» (по мотивам пьесы «Гарольд и Мод»). 

***

Премьера спектакля 15 февраля 2020 года.

Билеты не премьеру на сайте Театра С.А.Д. www.teatr-sad.ru

Для желающих материально помочь спектаклю (постановочная работа над ним ещё не закончена) на сайте Planeta.ru открыт проект по сбору средств: https://planeta.ru/campaigns/garold